АФГАНИСТАН. НАША БОЛЬ И ПАМЯТЬ

После снятия грифа секретности с отдельных документов Минобороны РФ в печатных и электронных СМИ были опубликованы официальные данные о советских потерях в Афганистане. Только за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года через огненное «горнило» необъявленной войны прошли военную службу 620000 человек.

Общие безвозвратные людские потери (убито, умерло от ран и болезней, погибло в катастрофах, в результате происшествий и несчастных случаев) составили 14453 человека.

С.Д. Загорняков, подполковник запаса, председатель правления Балашовского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», участник боевых действий в Афганистане: – 33 года прошло, как завершился вывод 40-й армии из Афганистана. Всё осталось в прошлом. Это событие уже стало историей, которая никогда не бывает, увы, обратимой.

  В боевых действиях в Афганистане участвовало 4792 саратовца, не вернулись домой 138 человек. Лишь воспоминания о тех днях суровой молодости до сих пор тревожат души ветеранов, да подорванное здоровье и зажившие раны на теле, боевые награды Родины и медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», которую бывшие бойцы – «афганцы» прозвали между собой «Спасибо, что ушли». Из них только 13 героев-земляков вернулись к отчему дому «грузом-200» в Балашов. Их имена увековечены на мемориале воинам-интернационалистам.

   Память о них навсегда останется в наших сердцах. Иначе и быть не должно. Пока мы живы.

                              1. ЗНАЧАТСЯ В ЧИСЛЕ ПОГИБШИХ В НАШЕЙ ПАМЯТИ НАВСЕГДА

Александр Сергеевич Горбачевский, капитан, командир корабля. Родился 18 сентября 1953 года в городе Кушве Свердловской области. После окончания десяти классов средней школы поступил в Балашовское ВВАУЛ, по окончании которого в 1974 году был направлен для прохождения дальнейшей службу в Сибирский военный округ в город Красноярск. Звание капитана присвоено классному лётчику в 1979 году. В июне 1984 года его переводят в Туркестанский военный округ, а оттуда – в Афганистан в 50-й отдельный смешанный авиационный полк (в/ч 97978, Кабул).

11 марта 1985 года накануне предстоящей Джелабадской операции самолёт Ан-30, пилотируемый А.С. Горбачевским вылетел по маршруту Кабул-Джелалабад-Лангман-Саланг для выполнения боевого задания (аэрофотосъёмка стратегических объектов над Джелалабадом). Затем, успешно сфотографировали площадки для десантирования советских десантников в районе Лангмана и взяли курс на Саланг. В 9 часов 20 минут самолёт был обстрелян душманами. Ракета «Стингер» FIM-92 Stinger  (американский переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) попала в левый двигатель, самолёт загорелся. Александр дал экипажу команду покинуть горящий самолёт, а сам со вторым пилотом балашовцем, старшим лейтенантом Вячеславом Ивановым попытался посадить машину. Но дотянуть до аэродрома друзьям не удалось. Последние слова Горбачевского, записанные «чёрным ящиком» на высоте 20 метров от земли были: «Ну вот, Слава, нам и конец». И взрыв… Посмертно Александр Горбачевский был представлен к званию Героя Советского Союза, но высокие чины в своих кабинетах распорядились по-своему, наградив нашего земляка орденом Красного Знамени.

Вячеслав Александрович Иванов, старший лейтенант ВВС (в/ч 97978). Родился 19 июля 1960 года в Балашове. Выпускник средней школы №90 (ныне – лицей-интернат) и Балашовской школы юных космонавтов. После окончания в 1981 году БВВАУЛ имени Главного маршала авиации А.А. Новикова лейтенант В. Иванов убыл в Красноярск для несения военной службы. 10 мая 1984 года был направлен в Афганистан ы экипаж А.С. Горбачевского. 11 марта 1985 года его самолёт Ан-30 в районе города Баграм был сбит. До последней секунду жизни находился рядом с командиром корабля, капитаном А.С. Горбачевским, оказывал ему помощь в спасении экипажа и в попытке посадить горящий самолёт. Более 17 километров они тянули горящую машину, пока командир не подал команду экипажу6 «Всем покинуть борт!». Все выполнили приказ. Все, кроме второго пилота. Вячеслав крикнул: «Командир, я остаюсь!». В.А. Иванов был представлен (посмертно) к высокому званию Героя Советского Союза, но вместо звезды Героя – вручён орден Красного Знамени (посмертно).

Евгений Андреевич Сухов, капитан, командир звена. Родился в Балашове 22 июня 1952 года. После окончания Балашовской средней школы №4 поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Нёс военную службу в небе Чехословакии, Белоруссии, Украины. Был направлен в Афганистан 11 августа 1983 года (в/ч 22630). Участвовал в Ургунской, Алимкентской боевых операциях, уничтожал бандформирования с вертолёта.

Служил ведомым лётчиком в группе вертолётов огневой поддержки в подчинении Героя Советского Союза Валерия Николаевича Очирова (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1985 года за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Демократической Республики Афганистан и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Очирову В.Н. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за №11527, – примеч. автора). В ночь с 3 на 4 июня 1984 года в трёх километрах от кишлака Диси провинции Газни группа советских десантников вела в окружении бой с превосходящими силами моджахедов. Лётчики всю ночь поддерживали огнём вертолётов Ми-24 наших бойцов. Вертолёт капитана Евгения Сухова был сбит зенитной установкой. Его последние переданные слова командиру звена, подполковнику В.Н. Очирову: «В нас попали», после чего «вертушка» взорвалась в воздухе. Утром «душманы» отступили. Вертолётчики эвакуировали всю группу десантников, в том числе и тела погибших лётчиков… Е. Сухов награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

Михаил Михайлович Мельников, капитан, командир корабля. Родился в Балашове 25 марта 1955 года.  Окончил среднюю школу №7 и БШЮК в 1972 году. Поступил в БВВАУЛ. После завершения учёбы в 1976 году получил предписание в Белорусский военный округ в город Минск. Из воспоминаний подполковника в отставке, ветерана Афганской войны подполковника в отставке Калядина В.А.: «С Михаилом мы дружили с детства. Помню, как мы встретились с ним в городе Чирчике Узбекской ССР уже в 1980 году. Служили в одной эскадрильи. Меньше чем за месяц мы сформировали 50-й отдельный смешанный авиационный полк. И уже 23 февраля самолётами Ан-12 и Ан-26 личный состав был доставлен в Кабул. Как-то я возглавил экипаж, в котором находился Михаил Мельников в качестве правого лётчика. Получил задание развезти с проверкой по аэродромам Баграм, Кандагар и обратно в Кабул специальную комиссию во главе с Генеральным прокурором ВС СССР. По прилёту на базу, генерал-полковник объявил нам благодарность за безопасный полёт и мягкую посадку. Как оказалось, по значимости это был очень важный и секретный полёт. И мы, балашовцы, выполнили его на отлично. Потом, мы продолжали с Михаилом нести военную службу на земле и в небе. Уже намного позже узнал, что самолёт капитана М. Мельникова с экипажем был сбит осенью 1987 года под Джелалабадом…» За мужество и отвагу военный лётчик 1-го класса М. Мельников награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

Подготовил А. РЯЗАНОВ,

офицер в отставке,

внештатный корреспондент

«Балашовской правды».

Фото автора.