Один день с участковым уполномоченным полиции

«В доме восемь дробь один / У заставы Ильича / Жил высокий гражданин, / По прозванью Каланча…».

Кому из старшего поколения россиян, бывших советских детей не знакомы эти строки Сергея Михалкова из его знаменитой поэтической тетралогии про Дядю Степу. Помнится, Дядя Степа и пожарным помогал, и моряком был (из-за огромного роста ни в какой другой род войск его не брали), и в милиции служил… И вообще, был образцовым советским гражданином. К слову сказать, судя по тому, что мы знаем о милицейском периоде жизни Степана Степанова, его работа весьма схожа с тем, что вменяется в служебные обязанности нынешним коллегам Дяди Степы – участковым уполномоченным полиции. Здесь, вероятно, стоит напомнить, что милиция в нашей стране была переименована в полицию в результате реформирования МВД еще в марте 2011 года.

Автору этих строк выпала редкая журналистская удача провести один день с современным российским «Дядей Степой» – старшим участковым уполномоченным (УУП) МО МВД России «Балашовский», майором полиции В.Н. Аникеевым.

Валерий Николаевич любезно встретил меня на ступенях проходной дежурной части межрайонного отдела МВД России «Балашовский», что расположен в самом центре города, на улице Володарского. Как заведено в большинстве силовых структур, рабочий день в балашовской полиции начинается с утреннего развода, где личному составу ставятся задачи, а также доводится необходимая информация, в том числе ориентировки на преступников, людей, находящихся в розыске и без вести пропавши граждан.

После утреннего развода – короткая планерка в кабинете начальника ________________

Служебный кабинет моего однодневного «напарника» по-военному аскетичен: небольшой диван, столы, стулья, компьютер. Кабинет этот Валерий Аникеев делит с двумя своими коллегами-подчиненными.

Знакомимся. Мне о себе рассказывать особо нечего: корреспондент, представляю старейшее печатное издание района. Да, строго говоря, речь и не обо мне вовсе.

Валерий Николаевич тоже, похоже, не из «болтливых», хотя настроен весьма дружелюбно, да и как-то сразу располагает к себе. Вероятно, это одно из необходимых качеств для участкового уполномоченного полиции, которому по работе приходится общаться с массой всяких людей.

– Как вы попали в полицию? Наверное, это семейное? – спрашиваю я, пока мой собеседник перебирает на столе служебные бумаги.

– Что вы, совсем нет. Сам я родом из рабочего поселка Турки. После школы поступил на филологический факультет Балашовского педагогического института (с детства очень любил читать), который благополучно закончил в 2002 году. Так что в известном смысле, можно сказать, мы коллеги. Но с работой в школе как-то не сложилось. Да я особо и не стремился. После института по совету родных и друзей пошел на службу в полицию. Точнее, тогда еще в милицию. Начинал, с патрульно-постовой службы (ППС). Полтора года ходил в наряды на своем участке: комбинат, рабочий город. После чего руководство предложило перейти на работу в подразделение участковых уполномоченных милиции, занял офицерскую должность и получил первое офицерское звание лейтенанта милиции. К слову сказать, высшее образование, не обязательно профильное, автоматически дает офицерское звание. Так уже 18 лет я работаю в этой структуре. Был старшим лейтенантом, капитаном, теперь вот майор.

– Но общий стаж работы в полиции, насколько я понимаю, у вас составляет 20 лет…

– В ноябре будет ровно 20 лет. Время, знаете, летит удивительно быстро.

– За это время не было мыслей, что, может быть, ошиблись с выбором, возможно, стоило бы попробовать поработать в школе?

– Ни разу. Могу сказать однозначно: работа в полиции – это мое призвание.

– Ну, что же… вы счастливый человек. Однако, ваша работа предполагает каждодневное общение с самыми разными людьми, в том числе, подозреваю, и асоциальными личностями. Ведь участковым уполномоченным полиции приходится работать «в поле»: разбирать всякого рода дела, в том числе кражи, бытовые ссоры, драки, пьяные дебоши и скандалы, при этом сталкиваться мягко говоря, с не самыми симпатичными сторонами человеческих взаимоотношений. Скажите честно, за эти годы вы не разочаровались в людях?

– Скажу честно: не разочаровался. Во-первых, чтобы разочароваться, нужно для начала очароваться. А во-вторых, поверьте мне на слово, хороших, добрых, честных и отзывчивых людей у нас все-таки больше. Гораздо больше. И эти люди часто оказывают нам неоценимую помощь в работе. Хотя, разумеется, за почти два десятка лет, что я работаю участковым уполномоченным полиции, навидался всякого.

– Какой участок города входит в зону вашей ответственности и в чем, собственно, заключаются обязанности участкового уполномоченного полиции?

– В зону моей с коллегами ответственности входит зона, состоящая из трех участков. Мой участок, соответственно, – это микрорайон Низов и часть домов в центре города. На нем проживает порядка двух тысяч человек.

Что же до основной задачи участковых уполномоченных полиции – то она заключается прежде всего в профилактике совершения преступлений, административных правонарушений, проверке лиц, состоящих на профучете… Само собой, это еще и работа с обращениями граждан, предотвращение мошеннических действий и других преступлений. Чаще всего обращаются по поводу бытовых конфликтов, скандалов, причинения телесных повреждений, угроз, оскорблений, краж, порчи имущества и т.д. Понятно, что значительная часть преступлений и правонарушений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Или, как говорят в народе, «по пьяни». Увы, но алкоголем у нас, по-прежнему, злоупотребляют и порой очень серьезно.

Хотя, знаете, я заметил такую тенденцию: в последнее время градус ожесточения в конфликтах между людьми несколько снизился. Люди стали цивилизованнее, что ли. Взять те же банальные споры между соседями по поводы границ земельных участков. Раньше доходило до того, что буквально хватались за вилы. Теперь же чаще всего параллельно с обращением к нам «спорящие хозяйствующие субъекты» идут в земельный комитет и там пытаются «найти правду».

Впрочем, давайте проедем по участку, тем более, что у меня на столе лежат 13 дел, которые сейчас находится в работе, и несколько конкретных адресов нам необходимо, что называется, отработать уже сегодня.

… Первый адресом, стал общий двор недалеко от штаб-квартиры балашовской полиции. Невооруженным взглядом видно, что проживают здесь отнюдь не «сливки общества».

Стучимся в одну из дверей. Выглядывает взъерошенная голова, с удивлением смотрит на нас с «напарником». Женщина (представилась Татьяной) узнала своего участкового (подобные визиты для нее, похоже, не в новинку), хотя очевидно, что гостей, во всяком случае, в это время дня и конкретно в нашем лице, здесь не ждали. На вопросы отвечает с готовностью, мол, все хорошо, все спокойно. Поводов для реагирования сотрудников полиции ни она сама, ни соседи не подавали. По приглашению хозяйки проходим в квартиру. Здесь тоже ничего подозрительного не наблюдается. Но всякий случай оставляем официальное предупреждение о необходимости соблюдать общественный порядок и направляемся к следующей квартире. Здесь, впрочем, тоже никаких нареканий, жалоб и заявлений не последовало.

– Конечно, со стороны может показаться, что это обитатели социального дна, – заводя служебную автомашину, замечает майор Аникеев. – Но, наблюдая подобного типа людей уже не первый год, могу сказать, что в значительной степени они сами несут ответственность за такую свою жизнь. Работать не хотят, что-то менять в своей беспросветной жизни не жалеют. Сколько глупостей, а иногда и преступлений совершается из-за водки, страшно представить. Уж сколько мы и сами, и вместе с Общественным советом при МО МВД «Балашовский» (который, к слову сказать, оказывает значительную помощь и поддержку в работе сотрудников УУП) пытались им помогать: и на работу устраивали, и управляющие компании просили за отдельных персонажей. Все без толку. Подержатся пару-тройку дней, получат первую зарплату и…опять срываются в запой.

Вот, кстати, еще один проблемный адрес.

Подъезжаем к одному из домов на улице Героя Советского Союза Ревякина. Со слов Валерия Аникеева, 27 июля здесь была очередная шумная гулянка, результатом которой стало заявление о краже сотового телефона. Телефон, кстати, позже нашли (как водится, владелица в пьяном угаре сама его припрятала подальше, да и забыла, решив, разумеется, что трубку украли). Семья откровенно неблагополучная. Дверь нам открыла пожилая женщина Валентина. Ее сын отбывает наказание в местах не столь отдаленных, а сноха уже шестой день не появляется дома. Где ее искать наша собеседница понятия не имеет. Говорит лишь, что у Катьки подруг много, может быть где угодно.

Валерий Аникеев напоминает женщине, что после отбытия наказания и вернувшись в Балашов, сын должен будет в течение определенного времени встать на профилактически учет. Таков закон. И его нарушение влечет известные последствия. Ну а что касается снохи, то как только объявится, лучше сразу же дать знать своему участковому уполномоченному. Тем более, что все необходимые контакты у «подопечных» майора Аникеева есть.

В этот день мы с Валерием Аникеевым объехали еще несколько адресов, проверили заброшенные дома (это тоже часть обязанностей сотрудников УУП, ведь подобные брошенные строения являются излюбленным местом пребывания лиц без определенного места жительства), заглянули в несколько магазинов, где оставили специальный информационный материал из серии «полиция предупреждает».

И уже под конец рабочего дня я вдруг с досадой осознал, что до сих пор не знаю своего участкового уполномоченного полиции. И этот проблем необходимо исправить в ближайшее время. Так, знаете ли, на всякий случай.

А вы, дорогой читатель, знаете, как зовут вашего участкового уполномоченного полиции?

Андрей МАКСУДОВ

ФОТО АВТОРА