Шестьдесят лет на службе особенным детям

На этой неделе (буквально уже завтра, 21 октября) педагогический коллектив и воспитанники Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптационным программам № 11 города Балашова» будут праздновать юбилей. Их родной школе исполняется 60 лет. Возраст, по человеческим меркам, вполне солидный.
Да и для образовательного учреждения тоже немалый.
Началось же все в августе 1962 года, когда в нашем городе была создана восьмилетняя вспомогательная школа № 11. Тогда она располагалась на втором этаже старого здания № 13 по улице Урицкого. Это была совсем небольшая школа, в которой обучались 60 воспитанников. Занятия проходили в четырех классных комнатах, в них же во вторую смену располагались группы продленного дня. Учебных мастерских тогда еще не было.
Шло время, город рос и развивался. Преобразовывалась и школу № 11. В следующем учебном году появился 5 класс, профессиональное обучение проводилось в мастерских школы № 5. В 1964 – 1965 году количество классов возросло до семи, школа переехала в более просторное здание по улице Володарского № 8. Были организованы собственные столярная и швейная мастерские. Еще через год в школе № 11 стало уже 10 классов, количество учеников превысило 150 человек, соответственно, увеличился и штат педагогов.
Первым директором школы (1962 – 1968 гг.) стал замечательный педагог и человек с большим и добрым сердцем А. В. Ульянов. Он много сделал для становления и развития школы. Более 35 лет отдала школе его преемница на этом посту Р. И. Молчанова. Именно Раиса Ивановна заложила основные традиции школы, создала творческий, ответственный педагогический коллектив. Под ее руководством, в частности, было организовано участие школы на выставке ВДНХ в Москве, где в 1981 – 1984 годах выставлялись работы учащихся прикладного характера.
Значительный вклад в развитие и становление школы внесли и другие руководители: В. А. Зи-нин, В. В. Чуприн, С. Н. Семикина, Н. П. Тараскин.
В 2016 году школу возглавила Е. Г. Кейб. Екатерина Георгиевна сегодня ведет коллектив к но-вым целям и достижениям. Под ее началом трудятся 37 педагогов, в том числе 3 заместителя ди-ректора, 27 учителей, 3 воспитателя, 1 учитель-логопед, 2 педагога-психолога, 1 социальный педагог. Надо сказать, что в школе, отмечающей сегодня свой 60-летний юбилей, работает очень дружный и слаженный коллектив единомышленников, преданных своему делу и, что очень важно, высококлассных специалистов. Четыре педагога имеют звание «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», два являются отличниками народного просвещения, шестеро награждены грамотой министерства просвещения РФ и еще 11 – Почетной грамотой министерства образования Саратовской области.
Что касается современной ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптационным программам № 11 города Балашова», то она представляет собой собственно школу № 11 и два структурных подразделения: филиал – детский оздоровительный лагерь «Юность» и структурное подразделение «Центр правовой, психолого-педагогической подготовки и сопровождения замещающих родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Аист”».
Сегодня в школе-юбиляре воспитываются и обучаются 177 ребят (24 класса-комплекта). Одним из приоритетных направлений специального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Трудовое обучение в школе осуществляется по трем направлениям: швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд. На уроках труда обучающиеся получают так называемую предпрофессиональную подготовку по выбранному направлению. После окончания школы выпускники продолжают свое обучение в специализированных колледжах и лицеях, осваивая навыки выбранной профессии, что является основой для самостоятельной жизни взрослого человека. Большая часть выпускников поступают в ГБПОУ СО «Ртищевский политехнический лицей».
С учетом специфики данного образовательного учреждения важнейшим направлением его деятельности является социализация учащихся. Она осуществляется путём установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом через сотрудничество с учреждениями и организациями здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты и правоохранительных органов.
Школой заключены договоры и осуществляются планы совместной деятельности с такими учреждениями и организациями г. Балашова: ГБУ СО «Балашовский центр социальной помощи семье и детям “Семья”»; МУ «Городская централизованная библиотечная система»; МУ «Балашовский краеведческий музей»; МДОУ «Детский сад комбинированного вида “Челночок”» г. Балашова Саратовской области»; ГКУ СО «Центр занятости населения г. Балашова».
В рамках внеурочной работы обучающиеся активно посещают Центр «Созвездие» г. Балашова, Балашовский драматический театр, кинотеатр «Победа», проводят совместные мероприятия с ГБУ ДО СО ОК ДЮСАШ «РиФ».
Стоит сказать несколько слов и о таком важном подразделении школы, как Центр «Аист», который осуществляет свою деятельность по трем направлениям: «Школа приемных родителей», «Сопровождение замещающих семей» и «Постинтернатное сопровождение».
При прохождении Школы приемных родителей осуществляется психологическая, педагогическая и правовая подготовка кандидатов в замещающие родители к приему детей в семью. Замещающим семьям, в частности, оказывается профессиональная психологическая, педагогическая, социально-правовая и иная помощь в вопросах воспитания приемных детей; содействие замещающей семье в защите прав и интересов приемного ребенка с учетом его правового статуса; профилактика вторичного сиротства и эмоционального выгорания замещающих родителей.
С целью оказания правовой, социальной, психолого-педагогической помощи приемным родите-лям, опекунам, попечителям в воспитании детей, в Центре «Аист» функционирует Клуб замещаю-щих семей.
Выпускникам оказывается психологическая, социально-педагогическая, правовая помощь; содействие в адаптации к самостоятельной жизни, защите и реализации их прав, в формировании положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; оказание помощи выпускникам в трудных жизненных ситуациях.
Лица из числа детей – сирот и детей ОБПР обращаются за консультацией к специалистам Центра «Аист» по различным социально-правовым вопросам: юридическим; содержания жилья; трудоустройства; получения образования, льгот и другим.
В рамках проекта «Молодая мама» в Центре «Аист» оказывается помощь молодым мамам из числа детей-сирот и детей ОБПР, нуждающихся в помощи и поддержки специалистов.
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы обо-рудованы 21 учебный кабинет, по два учебных столярных и швейных кабинета, учебный кабинет сельскохозяйственного труда, кабинет логопеда, актовый и физкультурный залы, кабинет для про-ведения ЛФК.
Учебная деятельность школы имеет свою специфику. Так называемые предметные недели – одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся.
Достоинством проведения предметных недель является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания детского коллектива 1-9 классов к учебному предмету.
Проведение предметных недель стало традицией. Проводятся они по каждому учебному предмету один раз в год по плану методического объединения учителей.
Действует здесь и служба психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она представлена педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
Деятельность социальной службы школы направлена на сохранение психического и физического здоровья школьников и содействие формированию их личности. Спланированные мероприятия обеспечивают предупреждение детской и подростковой девиации, расширяют их правовые знания, воспитывают патриотизм и любовь к Родине.
Итогом учебной и внеурочной деятельности становятся школьные выставки готовых работ обучающихся. Обучающиеся активно участвуют в подготовке и проведении ежегодных ярмарок, на которых демонстрируют изделия, выполненные на кружковых занятиях по предмету.
Основным помощником в реализации инклюзивного образования в Балашовском районе стал Ресурсный центр, образованный в феврале 2015 года на базе ГБОУ СО «Школа АОП № 11 г. Балашова». Главной задачей Ресурсного центра является формирование единого образователь-ного пространства для обучающихся с особыми возможностями здоровья на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями г. Балашова и Балашовского района.
В рамках работы Ресурсного центра в учреждении за этот период проведены несколько региональных семинаров с участием педагогов дошкольных и школьных общеобразовательных организаций.
По итогам проведенных семинаров путем анкетирования систематически выявляются потребности педагогов муниципальных образовательных учреждений по тематике консультаций, мастер-классов, семинаров.
Можно сказать, что спустя 60 лет после своего создания школа для обучающихся по адаптационным программам № 11 г. Балашова превратилась в одного из признанных лидеров подобных учреждений в регионе и уверенно смотрит в будущее.

Андрей ТУМАНОВ.
Фото автора.